Музыка как эргогенное средство среди представителей командных видов спорта
Вахидов Т.М.1,2, Капралова Е.С.1,2, Чегин С.В.3 , Бутовский М.С.3,4, Безуглов Э.Н. 1,2
1Лаборатория спорта высших достижений Первого МГМУ им. И.М. Сеченова 2Кафедра спортивной медицины и медицинской реабилитации института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Первого МГМУ им. И.М. Сеченова 3Футбольный клуб “Рубин” 4Кафедра реабилитации и спортивной медицины Казанского ГМУ г. Москва, Россия
Актуальность. Повышение физической работоспособности и улучшение переносимости нагрузки с использованием безопасных средств и методов является актуальной задачей для большинства спортсменов разного уровня. Одним из потенциально полезных в этом отношении методов можно считать прослушивание музыки, позитивное влияние которой может быть обусловлено целым рядом психологических, 355 психофизиологических и физиологических механизмов (Ballmann C.G., 2021). Результаты целого ряда исследований высокого методологического уровня позволяют обоснованно предположить наличие положительного влияния прослушивания музыки на ключевые для спортивной успешности физические качества: скорость, силу, аэробную и анаэробную выносливость, а также переносимости физической нагрузки (Terry и соавт., 2020; Castañeda-Babarro и соавт., 2020; Smirmaul B.P., 2017). Однако большинство проанализированных исследований ограничены представителями индивидуальных видов спорта, что не позволяет экстраполировать данные результаты на профессиональных спортсменов командных видов спорта. Это связано с организацией тренировочного процесса которых часто не позволяет использовать средства и методы, эффективные для представителей индивидуальных видов спорта. В связи с этим представляет практический интерес анализ научных данных о влиянии прослушивания музыки на показатели физической работоспособности и переносимости нагрузки среди профессиональных спортсменов командных видов спорта. Цель исследования. Изучение эффектов прослушивания музыки как потенциально эргогенного средства в отношении физической работоспособности и переносимости нагрузки у профессиональных спортсменов командных видов спорта.
Материалы и методы. В соответствии с методологией PRISMA в базах данных Pub Med, Mendeley и Cochrane Library был проведен поиск оригинальных статей, опубликованных на английском языке с момента их создания до июня 2024 года, изучающих влияние музыкального сопровождения на показатели работоспособности и переносимости физической нагрузки профессиональных спортсменов командных видов спорта. Поиск производился с использованием следующих наборов ключевых слов и их сочетаний “(music OR melody OR "listening to music" OR "music playback" OR "music playing" OR "music listening" OR "musical intervention" OR "musical therapy" OR "background music" OR "music exposure" OR beats) AND (performance OR "technical performance" OR "physical performance" OR "mental performance" OR "physical indicators" OR "physical fitness" OR "loads" OR "workload" OR "recovery" OR "endurance" OR "stamina" OR "maximal aerobic power" OR "cardiorespiratory fitness" OR "strength" OR "muscular strength" OR "speed" OR "coordination" OR "ergogenic aids" OR "recovery state" OR "psychological recovery" OR "well[1]being" OR "mental state" OR "mood state") AND ("football players" OR "soccer players" OR "footballers" OR "soccer athletes" OR "athletes" OR "sports players" OR "team sports").” Для включения статьи в обзор использовалась стратегия PICOS (Methley и соавт., 2014) со следующими критериями включения: 356 «P» (популяция): здоровые профессиональные спортсмены командных видов спорта; «I» (вмешательство): прослушивание музыки различных видов (разная частота, через разные устройства); «C» (сравнение): сравнение производилось между участниками, которые прослушивали музыку во время эксперимента, и теми, которые этого не делали; «O» (результат): анализировались различные изменения в производительности, переносимости нагрузки, уровне усталости; «S» (дизайн исследования): в обзор были включены оригинальные рандомизированные контролируемые исследования с параллельными группами или кроссоверным дизайном, проведенные на людях. После отбора полученных в ходе поискового запроса оригинальных статей для минимизации риска невключения подходящих статей также был проанализирован пристатейный список литературы исследований, включенных в обзор, и имеющихся на данный момент систематических обзоров по данной теме. Исследования были оценены на предмет предвзятости с использованием пересмотренного Кокрейновского инструмента риска предвзятости для рандомизируемых исследований (RoB 2) (Sterne и соавт., 2019).
Результаты и выводы. На основании первичного анализа баз данных было обнаружено 1116 работ, затем были исключены 140 работ (139 дубликатов, 1 статья была удалена из-за отсутствия данных). После анализа названий и аннотаций из оставшихся 976 работ были исключены еще 932 из них, так как они не отвечали основным критериям и теме данного систематического обзора. Из оставшихся 44 работ после тщательного скрининга были удалены 38 работ: в 4 не были представлены результаты исследований (незавершенное исследование), 4 работы были представлены только тезисами, 3 отсутствие группы контроля, а в 27 участники являлись спортсменами-любителями. В пристатейных списках критериям включения соответствовала еще две статьи. Таким образом, восемь оригинальных исследований полностью соответствовали критериям включения и были включены в данный обзор. В данных исследованиях приняли участие 140 спортсменов из футбола и волейбола футбола (114 мужчин и 26 женщин) в возрасте от 14 до 25 лет. В семи из восьми исследований музыкальное сопровождение использовалось как до, так и во время нагрузки, и оказывало положительное влияние на пиковую мощность (Eliakim и соавт., 2007), показатели спринта и прыжков (Belkhir и соавт., 2019; Belkhir и соавт., 2022), максимальное потребление кислорода (Blasco-Lafarga и соавт., 2021), способность к повторным спринтам (Tounsi и соавт., 2019; Eliakim и соавт., 2012), уровень воспринимаемой нагрузки (Blasco-Lafarga и соавт., 2021) и индекс усталости (Belkhir и соавт., 2022). 357 Прослушивание музыки может расцениваться как эргогенное средство среди спортсменов командных видов спорта. Однако существует дефицит исследований с участие элитных взрослых спортсменов, проведенных в условиях максимально приближенных к их профессиональной деятельности.